Форум » Материалы и документы » КОММЮНИКЕ ВСТРЕЧИ ЕВРОПЕЙСКИХ МИНИСТРОВ, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Болонский процесс) » Ответить

КОММЮНИКЕ ВСТРЕЧИ ЕВРОПЕЙСКИХ МИНИСТРОВ, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Болонский процесс)

Товарищ: Через три года после Сорбонской и два года после подписания Болонской декларации европейские министры, отвечающие за высшее образование и представляющие 32 подписавшие декларацию страны, встретились в Праге, чтобы оценить достигнутые успехи и определить направления и приоритеты действий на следующие годы. Министры вновь подтвердили свои обязательства по учреждению зоны европейского высшего образования к 2010 году. Выбор Праги для проведения этой встречи символизирует их желание вовлечь в этот процесс всю Европу в свете расширения Европейского союза. Министры приветствовали и рассмотрели отчет "Содействие Бо-донскому процессу", представленный группой поддержки, и нашли, что цели, намеченные в Болонской декларации, были широко приняты и использовались как основа для развития высшего образования большинством стран, подписавших Декларацию, равно как университетами и другими учреждениями высшего образования. Министры вновь подтвердили, что должны быть продолжены усилия по поддержке мобильности с тем, чтобы позволить учащимся, преподавателям, исследователям и аппарату управления извлечь выгоду из богатства зоны европейского высшего образования, включающего ее демократические ценности, многообразие систем высшего образования, разнообразие культур и языков. Министры приняли во внимание Конвенцию европейских высших учебных заведений, принятую в Саламанке 29-30 марта, и рекомендации Конвенции европейских учащихся, принятой в Гёте-борге 24-25 марта, а также оценили активное вовлечение в Болон-ский процесс Европейской ассоциации университетов и Ассоциации национальных союзов студентов в Европе. Они также отметили и оценили многие другие подобные инициативы, нацеленные на будущее. Министры приняли во внимание также конструктивную помощь Европейской комиссии. Министры отметили, что действия, рекомендованные в Декларации относительно структуры степеней, интенсивно и широко проводились в большинстве стран. Они особенно оценили то, как продвигается работа над обеспечением качества. Министры признали необходимость в сотрудничестве по вопросам транснационального образования. Они также признали потребность в организации в сфере образования обучения в течение всей жизни. Дальнейшие действия после достижения шести целей Болонского процесса Министры заявили, что, учитывая принятие Болонской декларации, формирование зоны европейского высшего образования является условием для расширения привлекательности и конкурентоспособности высших учебных заведений Европы. Они поддержали тезис о том, что высшее образование должно рассматриваться как общественное благо, что оно было, есть и останется внимательным к общественным обязательствам (правилам и т.д.), и что учащиеся - полноправные члены сообщества высшего образования. С этой точки зрения министры прокомментировали дальнейший процесс следующим образом: Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней Министры решитеьно призвали университеты и другие высшие учебные заведения использовать все преимущества существующего национального законодательства и европейских инструментов, нацеленных на облегчение академического и профессионального признания разделов курсов, степеней и других достижений так, чтобы граждане могли эффективно использовать свои квалификации, умения и навыки во всей зоне европейского высшего образования. Министры призвали существующие организации и сети типа MARIC и ENIC содействовать на институциональном, национальном и европейском уровнях простому, эффективному и справедливому признанию, отражающему нижеизложенное разнообразие квалификаций. Принятие системы, основанной на двух циклах Министры с удовлетворением отметили энергичное обсуждение и развитие структуры степеней, основанной на двух основных циклах, четко формулирующих высшее образование для достеленного и послестепенного обучения. Некоторые страны уже приняли эту структуру, а несколько других рассматривают ее с большим интересом. Важно отметить, что во многих странах степени бакалавра и магистра или две другие сопоставимые степени могут быть получены как в университетах, так и в других высших учебных заведениях. Программы, ведущие к степени, могут и действительно имеют различную ориентацию и различные конфигурации для приспособления к разнообразию индивидуумов, потребностям учебного процесса и рынку труда, как это было признано на семинаре в Хельсинки по степеням бакалаврского уровня (февраль 2001 года). Учреждение системы кредитов Министры подчеркнули, что для большей гибкости в процессах обучения и получения квалификаций необходимо установление общих краеугольных камней, квалификаций, поддержанных кредитной системой типа ЕСТ8 или другой ЕСТ8 - совместимой системой, обеспечивающей как перезачетную, так и накопительную функции. Вместе с взаимно признанными системами обеспечения качества такие договоренности облегчат доступ учащихся к европейскому рынку труда и расширят совместимость с миром труда, привлекательность и конкурентоспособность европейского высшего образования. Повсеместное использование такой системы кредитов и Приложения к диплому будет подпитывать прогресс в этом направлении. Содействие мобильности Министры вновь подтвердили, что улучшение мобильности учащихся, преподавателей, исследователей и аппарата управления, как это указано в Болонской декларации, имеет максимальную важность. Поэтому они подтвердили свое обязательство принять все меры для устранения всех препятствий свободному передвижению учащихся, преподавателей, исследователей и аппарата управления и подчеркнули важность социальных вопросов мобильности. Они приняли во внимание возможности для мобильности, предлагаемые в соответствии с программами Европейского сообщества, и прогресс, достигнутый в этой области, например, запуском Плана действий по мобильности, поддержанном Советом Европы в Найсе в 2000 году, Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества Министры признали жизненно важную роль, которую играют системы обеспечения качества в обеспечении стандартов высокого-качества и в облегчении сравнимости квалификаций по всей Европе. Они также одобрили более тесное сотрудничество между сетями по обеспечению качества и по признанию. Они подчеркнули потребность тесного европейского сотрудничества и взаимного доверия в принятии национальных систем обеспечения качества. Затем они призвали университеты и другие высшие учебные заведения распространять примеры лучшей практики и разрабатывать сценарии для взаимного принятия механизмов аккредитации/сертификации и оценки. Министры призвали университеты и другие высшие учебные заведения, национальные агентства и Европейскую сеть обеспечения качества в высшем образовании (ENQA) сотрудничать в кооперации с соответствующими организациями стран, не являющихся членами ENQA, в установлении общих норм принятия рекомендаций и распространения лучшей практики. Содействие европейскому подходу к высшему образованию Чтобы дальше усиливать важные европейские измерения высшего образования и возможности трудоустройства выпускников, министры призвали сектор высшего образования увеличивать развитие модулей, ориентацией или организацией на всех уровнях курсов и программ с "европейским" содержанием. Особенно это касается модулей, курсов и программ, предлагаемых сотрудничающими институтами разных стран и ведущих к совместному признанию степеней. Кроме того министры подчеркнули следующие пункты: Обучение в течение всей жизни Обучение в течение всей жизни является существенным элементом зоны европейского высшего образования. В будущей Европе общество и экономика, основанные на знаниях, стратегия обучения в течение всей жизни должны стать способами решения проблем конкурентоспособности и использования новых технологий, улучшения социального единства, равных возможностей и качества жизни. Высшие учебные заведения и студенты Министры приветствовали и подчеркнули необходимость вовлечения университетов, других высших учебных заведений и учащихся как компетентных, активных и конструктивных партнеров в учреждение и формирование зоны европейского высшего образования. Институты продемонстрировали важность, которую они придают созданию совместной и эффективной, но все же разнообразной и приспосабливаемой, зоны европейского высшего образования. Министры также отметили, что качество основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности зоны европейского высшего образования. Министры оценили вклад высших учебных заведении в развитие программ обучения, объединяющих академическое качество с совместимостью к долговременной возможности трудоустройства, и призвали продолжить их активную деятельность в этом направлении. Министры подтвердили, что студенты должны принимать участие и влиять на организацию и содержание образования в университетах и других высших учебных заведениях. Министры также вновь подтвердили отмеченную учащимися необходимость принимать во внимание социальные вопросы. Содействие обеспечению привлекательности зоны европейского высшего образования Министры согласились с важностью расширения привлекательности европейского высшего образования для учащихся из Европы и других частей мира. Понятность и сравнимость европейских степеней высшего образования во всем мире должны быть расширены развитием общих рамок квалификаций, также как согласованным обеспечением качества и механизмами аккредитации/сертификации и увеличением информационных усилий. Министры особо подчеркнули, что качество высшего образования и научных исследований является и должно быть определяющим фактором международной привлекательности и конкурентоспособности Европы. Министры согласились, что должно быть уделено повышенное внимание выгоде зоны европейского высшего образования от существования институтов и программ различной конфигурации. Они призвали к развитию сотрудничества между европейскими странами в части, касающейся возможного значения и перспектив транснационального образования Энергичное продолжение Министры приняли на себя обязательство продолжить сотрудничество, основанное на целях, изложенных в Болонской декларации, и построенное на многообразии культур, языков и национальных систем, привлекающем все возможности межправительственного сотрудничества и продолжающегося диалога с европейскими университетами, другими высшими учебными заведениями, студенческими организациями, а также программами Сообщества. После заявлений министров, представляющих страны, для которых открыты программы Европейского сообщества Сократес, Леонардо да Винчи или подпрограммы Темпуса, министры приветствовали новых членов, присоединившихся к Болонскому процессу. Они приняли заявления от Кипра, Турции и Хорватии. Министры решили, что новая встреча поддержки пройдет во второй половине 2003 года в Берлине, на которой будет сделан обзор сделанного и установлены направления и приоритеты для следующих стадий процесса движения к зоне европейского высшего образования. Они подтвердили потребность в группе содействия и группе подготовки этих стадий. Группа содействия должна быть составлена из представителей стран, подписавших соответствующие документы, новых участников и Европейской комиссии. Она должна быть возглавлена представителем страны, председательствующей в это время в Европейском союзе. Группа подготовки должна быть составлена из представителей стран, являющихся принимающими на предыду щей и следующей встречах на уровне министров, двух государств - членов Европейского союза и двух стран, не входящих в Союз. Последние четыре представителя будут избираться группой содей ствия. Представители председательствующей в Европейском союзе страны и Европейской комиссии будут также входить в группу подготовки. Группа подготовки будет возглавляться представителем страны, принимающей следующую встречу на уровне министров. Европейской ассоциации университетов, Европейской ассоциации высших учебных заведений, Ассоциации национальных союзов студентов в Европе и Совету Европы необходимо консультироваться по проверке хода развития процесса. Для того, чтобы процесс шел дальше, министры просили группу содействия упорядочить семинары для проведения исследований в следующих областях: сотрудничество, касающееся аккредитации и обеспечения качества; признание результатов обучения и использование кредитов в Болонском процессе; развитие совместных степеней; социальные вопросы, со специальным вниманием к препятствиям мобильности, а также расширение Болонского процесса, обучение в течение всей жизни и вовлечение в обсуждение учащихся.

Ответов - 1

bardona: наверное все вертится округ нас - [url=http://www.fastread..ru/prog/prepare-to-exam/]подготовка к ЕГЭ[/url]



полная версия страницы