Форум » Практика » Протестная самоорганизация польских школьников » Ответить

Протестная самоорганизация польских школьников

Товарищ: Inicjatywa uczniowska (интервью с активистами варшавской «Ученической инициативы») Данное интервью с участниками польского студенческого движения акцентирует внимание на сопротивлении и радикальных переменах в сфере образования. Движение совсем молодое; большинство его участников – учащиеся средних школ, очень молодые люди, большинство из которых делает лишь первые шаги на пути борьбы против институтов власти, угнетения и несправедливости. Движение называется Inicjatywa uczniowska, что означает «Ученическая инициатива». Оно было создано двумя варшавскими вузовскими студентами-анархистами в октябре 2005 года. Его первоначальной целью было организовывать либертарное образование. С тех пор случилось много всего, кое-что почти по воле случая. За день до того, как состоялась первая, запланированная инициативой демонстрация, Роман Гертыч из Лиги Польских Семей стал министром образования. Так, первая демонстрация была воспринята как протест против Гертыча, хотя это и не планировалось заранее. Затем последовали новые выступления против Гертыча, они были широко освещены в прессе и множество молодых людей начало присоединяться к движению. По той причине, что новые люди заинтересовались и стали посещать митинги, Студенческая инициатива получила более широкую базу поддержки. Это было хорошо, однако это означало, что появились разные взгляды на то, как должна функционировать организация, в частности на её политические действия. Имело место несколько проблемных для организации ситуаций – например, когда в газетах появились статьи о них, после того, как они разместили на своём сайте ссылки на анархистские материалы, или когда пресса и Гертыч заявили, что инициатива была организована и финансируется правившей до этого левой партией. В конце концов, было решено не притворяться, что инициатива не имеет связей с Федерацией Анархистов, но подчеркивать, что организация независимая. Иногда даже используют слово «неполитическая». Это повлекло за собой критику, в том числе и внутри инициативы, от секций, чьи политические взгляды более определённы. Такова реальность многих движений, стремящихся быть открытыми для больших и больших групп людей, а также создать открытые демократические структуры. К ним принадлежит и «Ученическая инициатива», стремящаяся распространить свои идеи и создать радикальные группы в различных школах Варшавы. Сегодня, Варшавское отделение инициативы хотело бы сконцентрироваться на распространении пропаганды и работе по созданию либертарных школ. Конечно же, многое ещё предстоит решить, есть разные идеи относительно того, как эти школы должны выглядеть. Но сейчас многое уже необходимо делать, в частности, развивать демократию в школах, противостоять «программе нетерпимости», урокам патриотизма, военизированным школам, введению школьной формы, попыткам ввести половую сегрегацию, отменить преподавание теории эволюции и тому подобным идеям министра образования. Ученическая инициатива издаёт зин «Учителя» и проводит митинги дважды в неделю. Они уже провели множество демонстраций, последняя из которых состоялась в Варшаве в начале ноября, где призывали к созданию свободных школ. За несколько месяцев до этого имела место их самая широко известная акция, когда инициатива призвала к забастовке, и демонстранты попытались занять здание Министерства образования. Тогда было арестовано 18 человек. Интервью, следующее ниже – результат работы Лоры Акай и редакции ABB. Шестеро членов Варшавского отделения Ученическая инициативы (Ученическая инициатива далее У. И., некоторые ответы немного отредактированы во избежании повторений): В каких социо-политических условиях была создана У. И. в Польше? К: У. И. была создана, потому что нас не устраивала образовательная политика тогдашнего министра – Шеверинского. Ситуация в школах была, как и остаётся, далёкой от удовлетворительной. Мы хотим изменить систему образования и показать, что студенты могут думать самостоятельно. Однако на тот момент, как мне представляется основным толчком к протесту явился план Шеверинского христианизировать школы (сравни с вводимыми ныне «уроками православной культуры» в российских школах – прим. перев.). Х: Главной причиной создания У. И. явились попрание прав учащихся и возрастающее распространение церковной и политической пропаганды в школах. Какова в настоящее время структура У. И., и на каких принципах она действует? Л: В Ученической инициативе участвуют люди, которые хотят изменить существующий порядок вещей, которые не безразличны к тому, что творится в современных школах и образовательной системе. В Варшавском отделении 30-40 человек. Есть также группы в Катовице, Честочове, Торуне, Лодзи и Ополье. К сожалению, у нас нестойкие контакты с другими отделениями, поэтому мы не можем сказать, как там обстоят дела. Однако нас объединяет общий манифест. У нас нет никаких лидеров, каждый имеет возможность вносить свои идеи. Мы принимаем решения совместно, и каждый занимается тем, что ему по силам в данный момент. К: Структура нашей организации соответствует структуре учебных заведений, к созданию которых мы стремимся. И: У. И. – это федерация коллективов, которые действуют в Польше. Каждая секция автономна и действует, как считает нужным, пока это соответствует нашему манифесту. Отделения насчитывают от 3-7 до 50 человек. Они собираются в разных местах, чтобы уберечься от правого правительства, а активнее всего они пытаются провести в жизнь идею Свободных Школ, где уважают права учеников. Х: Сейчас, должно быть, примерно 350 человек участвуют в У. И. Существуют отделения как в больших, так и в маленьких городах. В общей сложности 12 секций, объединённых по федеративному принципу без какого-либо центра, хотя к сожалению Варшаву рассматривают как таковой. Учащиеся ваших школ придерживаются либеральных, радикальных или правых взглядов? С: В моей школе ребята разные, есть и правые, и левые, но нет радикалов. Зачастую студенты заняты учёбой или развлечениями и не интересуются политической или социальной деятельностью. Большинство из них не верит в то, что мы можем что-либо изменить (для нашей страны это заблуждение также весьма распространено, не так ли? – прим. перев.). Й: В моей школе большинство это гопота на спорткостюмах, которая не интересуется тем, что происходит вокруг. Они лишь хотят окончить школу настолько быстро, насколько это возможно. Что вы думаете о Романе Гертыче и его так называемой «программе нетерпимости» ? К: Гертыч и его идеи – это одно большое фиаско. Его идеи – беда для любого образования, не говоря уже о либертарном образовании. Возьмём хотя бы «программу нетерпимости» или идею школьных патрулей** (школьные патрули из трёх человек, состоящие из родителей, социальных работников и чиновников) – это даже не попытки решить проблему, но лишь стремление ограничить насилие в школах путём применения силы. И это только примеры последних недель. У Гертыча бесконечный запас такого рода идей – все они уничтожают личность и уникальный характер учеников. Л: Министр смог провести в жизнь только школьную форму и «военную реформу» школ. (прим. – эти изменения не обязательны, но они позволяют школам воплотить их, если администрация поддерживает и желает их). И ещё эти проблемы с выпускным экзаменом (прим: Гертыч пытался изменить форму и содержание экзамена и засчитать экзамен некоторым ученикам, не сдавшим экзамен в прошлом году). Никто не знает, в какой форме будет проходить данный экзамен, и большинство учеников не могут начать готовиться (на наш взгляд, экзамен как форма репрессии недопустим в принципе, потому не стоит обольщаться по поводу желания Гертыча «гуманно» засчитать кому-то сдачу – прим. перев.). Х: Решения министра находятся в противоречии с нашим видением. «Программа нетерпимости» была выдвинута, играя на трагедии Ани из Гданьска (Аня покончила с собой, после того, как её унизили одноклассники). Это ужасно, что её самоубийство было использовано в политической игре. Сама по себе идея поднять вопрос о насилии в школах справедлива, но Гертыч, вместо того, чтоб искать причины насилия, стремится лишь к наказаниям и репрессиям по отношению к студентам, и причём не только к применяющим насилие, но ко всем «не смирным». Взаимопомощь и ученическая солидарность – вот реальные альтернативы программе Гертыча. «Программа нетерпимости» предназначена для создания полицейской системы в польских школах, и этот факт не нуждается в дополнительных комментариях. Л: «Программа нетерпимости» - это неправильный подход к проблеме, потому что она может породить маргинальную группу хулиганов и привести к результатам, противоположным тем, которые ожидает Гертыч. Худшие ученики будут изолированы и станут ещё более агрессивными. Х: Присмотревшись к решениям министра, вы поймёте. Что они все имеют один и тот же характер. Изменения с выпускным экзаменом были призваны поднять популярность Гертыча как министра образования. Остальные его «преобразования» рассматриваются как настоящая война против учеников, словно мы его враги, которых ему следует уничтожить, - такова националистическая система образования и дисциплины. Идея школьной формы напоминает мне времена ПНР (режим «коммунистов»-государственников в Польше в 46-89 годах) или школы Пруссии, где учитель – повелитель, а ученик – слуга. К: Изменениями в системе экзаменов Гертыч стремился получить популярность среди молодых консерваторов, а «программой нетерпимости» - среди пожилых. С его стороны это очень логичная политика. Не могли бы вы рассказать о каких-либо действиях У. И.? Л: Мы пытаемся предпринимать разные меры. Мы провели марш за либертарное образование, манифестацию против Гертыча, мы собрали учебные пособия для чеченских беженцев и издаём зин «Учителя». Х: Первой акцией У. И. был протест напротив министерства образования против внедрения католицизма в школах. Вслед за этим, в ответ на открытое письмо министра образования к школьным кураторам, где призывалось запретить пацифистский и экологический активизм в школах, прошли акции в Варшаве и Кракове. Затем имели место протесты против Гертыча. В настоящее время мы работаем над общепольской кампанией «Чёрные школы», цель которой защищать права учеников и оказывать поддержку в случае репрессий против них. Каковы ваши идеи относительно «либертаризации» школ? Х: В качестве долговременной задачи мы видим трансформацию всей системы образования на либертарных принципах. Это не обязательно будут весьма своеобразные системы наподобие систем Феррера и Нила, но скорее такие, которые учащиеся каждой школы смогут адаптировать в соответствии со своим представлениями. К: Мой идеал школы описан в книге «Summerhill»: школа как место, где можно раскрыть талант, а не как институт принуждения и идеологической обработки. Решения принимаются всеми учениками и преподавателями. Это место, которое я бы посещал с радостью. Л: В свободных школах управление передаётся студентам и учителям (или студентам-учителям). Там нет законов и запретов для учеников. Студенты не подвергаются идеологическому давлению. Школа должна развивать у ученика способность мыслить критически и независимо, а не слепо следовать авторитетам. Многие радикальные протесты в Европе в последние годы исходили от молодёжи: бунты французских пригородов зимой 2005 года, затем, в марте «антилукашенковские» столкновения в Белоруссии, затем вновь во Франции массовые выступления против Контракта Первого Найма (CPE), или летние студенческие протесты в Германии. Во всех этих событиях молодёжь была первой радикальной силой – и первой силой, мобилизующей другие социальные группы на радикальные действия. Имели ли эти события какое-либо влияние на Польшу? Л: Мы взяли пример с французских студентов. Мы организовали стачку и заняли Министерство образования. Мы также несколько раз осуществляли акции прямого действия: блокировали ворота Министерства и бомбили граффити. Конечно, сложно сравнивать это с французскими событиями. У нас нет серьёзного рабочего движения, а у молодёжи головы промыты идеологией догматической либеральной демократии. Х: Рассмотренные события, возможно, возымеют большее влияние, чем нам кажется сейчас. Благодаря этим вспышкам сопротивления, многие люди в других странах осознали, что существующее положение возможно изменить, особенно, если мы сомкнём ряды. В Польше вы можете наблюдать немало акций солидарности и информационных кампаний, связанных с борьбой французов против Контракта Первого Найма. Как вы объясняете нынешние «молодёжные бунты» - как подтверждение известной истины, что «сопротивление у молодёжи в крови», или вы видите в этом результат современных процессов, в которые мы вовлечены? Х: И то, и другое. Молодёжь жаждет перемен и быстрых результатов своих выступлений… и это замечательно. Молодёжь ныне представляется той силой, которой раньше были рабочие. Когда молодёжь не согласна – она выходит на улицы. Молодёжь не будет вести переговоры с политиками. К: Я рассматриваю У. И. лишь как начало более широкого общественного движения. Однако есть большая проблема – это апатия, в том числе и среди молодёжи. И как вы сможете сделать людей более радикальными? С: На мой взгляд, следует в первую очередь самому осуществлять радикальное действие. Если люди увидят, что вы можете предпринимать такие действие и уцелеть после этого – на них это сильно повлияет. По мне, так это гораздо лучше. Чем теоретические дискуссии или обсуждение событий двухсотлетней давности. Когда люди интересуются активизмом и имеют возможность создать группу единомышленников, это хорошо. М: Я считаю, что когда ситуация станет радикально плохой, люди радикализуются. Но ситуация такова, что люди парализованы пустыми выпусками новостей СМИ, старшее поколение покорно, так как они живут в этом дерьме уже давно, и для них не прошёл бесследно коммунистический режим. Сложно рассчитывать на отклик в массах, когда люди были пассивными так долго. Многие ученики сталкиваются с давлением родителей, которые стремятся воплотить через них свои несбывшиеся мечты. Такая пассивность провоцирует правительство на усиление прессинга. Конечно, это пассивно само по себе – ждать этого усиления для того, чтобы активизироваться. К тому же те, кто правит нами столь искусны в разного рода манипуляциях, что вполне возможно, что жёсткого столкновения так и не последует. Так или иначе, я надеюсь, что они окажутся за бортом. Но я не жду этого пассивно. Мы возлагаем большие надежды на наш зин, «Учителя», и мы рассчитываем на то, что наши идеи и предложения будут находить более широкую поддержку. С какими организациями или движениями вы сотрудничаете? Можете ли вы объединять свои действия с другими социальными протестами? С: Разумеется, мы работаем с другими, если у нас общие цели, и если эти протесты не руководятся или используются политиками. И: Мы стараемся делать акцент на образовании – это наша основная цель. Однако люди из У. И., разумеется, часто участвуют в других организациях и сферах деятельности. Например, многие из нас вегетарианцы, и мы собираемся организовать в рождественские дни, когда в магазинах продаётся карп (примечание: карп продаётся в живом виде, но, как правило, забивается на смерть, как только его покупают.). Л: Мы сотрудничаем, когда это возможно, например, с Федерацией анархистов (ФА). У нас сходные взгляды на образование, следовательно, мы можем действовать совместно. Х: ФА помогает нам устраивать митинги и собрания. Мы многое выносим из их опыта. Некоторые члены У. И. участвуют в анархическом движении. Рабочий союз «Серпень 80» (Август 80) помогает нам с изданием «Учителей». Мы пытались скооперироваться с союзом педагогов ЗНП, но эта попытка закончилась неудачей. И, разумеется, мы никогда не будем сотрудничать с какими-либо политическими партиями, мы не станем участниками борьбы за власть. Что думают ваши родители о вашей деятельности? И: Мои родители меня вполне поддерживают. Мы часто беседуем с ними о том, как сделать наши действия более эффективными. Если мне нужно, они пишут записки с уважительными причинами моего отсутствия в школе, или забирают меня из полицейского участка. С: Моим родителям всё равно до тех пор – пока всё, что я делаю, легально. Они разозлились, когда меня арестовали, и они против того, чтоб я делал что-либо, что может принести мне неприятности в школе. Предпринимаете ли вы какие-нибудь попытки установить контакт с либертарными и антиавторитарными движениями в других частях континента? Да, у нас есть желание установить международные связи, но это нелёгкая задача. Для этого нужно мобилизовать много людей. Мы можем установить прочную связь с Берлином. У нас уже есть контакты со студенческими организациями Германии, Австрии и Ирландии. Каковы ваши планы на ближнее и далёкое будущее? М: Мне бы действительно хотелось продолжить нашу совместную деятельность после того, как я окончу среднюю школу. Лучше всего, если некоторые из нас будут непосредственно задействованы в сфере образования, например, в качестве учителей. Может нам удастся создать свою либертарную школу. Они не смогут игнорировать нас так нагло, как сейчас, ведь мы будем взрослыми. Мне кажется, что нам следует поделиться нашим опытом с более молодыми ребятами. Также я бы хотел продолжить участвовать с моими соратниками в различных социальных акциях вроде Еды вместо бомб (Food Not Bombs), экологической борьбы, или рабочего движения. И: В настоящее время мы помогаем ученикам одной школы, которые столкнулись с цензурой в школьной газете. Мы хотим составить свод прав учащихся, и оказывать им поддержку в подобных случаях. Мы также хотим продолжать наши лекции. И мы планируем собирать в школах деньги на учебники для детей-беженцев. Лично мне бы хотелось собрать надёжную группу людей и организовать сквот. И мне бы хотелось взаимодействовать с другими организациями, особенно анархистскими. Мои друзья хотят того же. Л: Мы работаем над проектом «Летучей библиотеки», целью которой было бы распространение книг на тему либертарного образования. Мы также составляем «Чёрный список школ», чтобы разоблачить заведения, где ущемляются права учащихся. Мы пытаемся поддерживать солидарность и активность среди учащихся. Какие-нибудь пожелания относительно будущего Польши? Х: Мы надеемся, что правительство рухнет, хотя, кажется, что правительство, уничтожив само себя, мало что изменит. Его место займёт новое… Касательно сферы образования, мы бы приветствовали всеобщую забастовку школ. В этом случае Гертыч потерял бы всякие основания для своего пребывания на министерском посту. В нашем подходе есть своего рода анархо-синдикалистский дух. Есть ли у вас какие-то добавления? Мы хотели бы сблизиться со всеми группами, разделяющими наши идеалы: давайте начнём действовать совместно. Наша сила – солидарность! Спасибо за интервью. Пожалуйста продолжайте развивать организацию и действовать! ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- «Программа нетерпимости» - сокращённое название программы, названной «Никакой терпимости по отношению к насилию в школах, продвигаемой в последнее время Р. Гертычем, польским ультраправым министром образовании. Программа приведёт к значительному усилению контроля и дисциплины в школах. Она включает в себя, среди прочего, такие элементы, как: изменения в уставах «прав учеников» и «прав учителей», наделение большими полномочиями директоров, ужесточение контроля над учителями. Помимо этого программа предусматривает новую систему наказаний для «неправильных учеников», создание специальных заведений для «трудных детей», введение обязательной «приличной одежды» и нового списка «неприемлемого поведения» для учащихся, кампанию против продажи наркотиков и свободного распространения порнографии в школах. Также планируется широкий допуск полиции и других властных институтов в школы (например, «школьные патрули») и многое другое. ** «Школьные патрули» - один из элементов «программы нетерпимости». Патрули состоят из трёх человек, представителей трёх институтов государственного контроля: полиции, прокуратуры и опекунского совета. Они будут регулярно посещать школы, иметь доступ ко всем школьным документам, также как и право опрашивать учеников и учителей. Примерно 1500 таких патрулей было создано и «отправлено на охоту» в последние недели по всей Польше.

Ответов - 1

Товарищ: Воззвание польской «Ученической инициативы» Школа. Место, куда ученики приходят потому, что хотят туда прийти. Они изучают то, что хотят и то, что им интересно. Нет ни оценок, ни домашних заданий, ни зубрёжки. Учащиеся сами выбирают, какие занятия посещать. Их мнения и замечания имеют вес, учащихся уважают, с ними считаются. Они определяют устройство школы. Утопия? Нет, реальность. Так устроен учебный процесс во множестве независимых школ по всему миру. Эти идеи широко применяются в Финляндии и приносят замечательные плоды. Несмотря на то, что в этих школах нет оценок, домашних работ, и ученики не обязаны посещать множество уроков, они – одни из лучших, что показывают также многие тесты. Кажется, им просто нравится посещать школу. Люди, которые обучаются в таких условиях, уверены в себе, жизнерадостны и обладают сильно развитым чувством собственного достоинства. Они учатся тщательно думать и самостоятельно делать выводы – навыки, которые вы никогда не получите в традиционной школе. К тому же, они так сильно отличаются от угнетённых, запуганных и нервных учеников польских школ. Самым удивительным и важным является тот факт, что получение студентами свободы выбора и посещения уроков не ведёт к безграмотности, полному невежеству и прогулам. Как раз наоборот – ученики могут наметить поле собственных интересов, а затем они посещают школу, потому что хотят узнавать что-либо, совершенствовать свои навыки и развиваться. Они приходят потому, что они готовы заниматься и хотят этого, а не потому, что их обязали или по причине страха перед наказанием. Такова обыкновенная, повседневная жизнь тысяч учащихся. Зачем же нужно поддерживать существующий порядок вещей. Мы хотим, чтобы люди, которые проводят большую часть своего времени в школах, могли принимать там решения. Довольно смехотворных, показушных автономий! Многие люди удивляются, почему в Польше нет гражданского общества. Ответ очень прост: если учащиеся не являются собственностью своих школ – граждане не являются собственностью своего государства. Мы настаиваем на глубоких изменениях в польской системе образования и в отношении образования вообще! С раннего детства нас готовят к участию в «крысиных бегах». В школах царит бездушная логика конкуренции. Довольно оценок, создающих иерархию! Довольно школьной сегрегации: разделения на школы для успешных и талантливых и школы-гетто для тех, кто не адаптировался к системе образования. Давайте разрушим существующую систему и дадим студентам возможность воспринимать и усваивать знания, вместо того, чтоб пресыщаться ими. Вы должны признать тот факт, что учащийся способен думать и имеет право определять своё будущее самостоятельно. Давайте-ка мы сами будем выбирать предметы, которые хотим изучать, сами будем управлять нашей жизнью и контролировать её. Даже если некоторые наши решения будут ошибочными, это наши решения, и мы сами будем иметь дело с последствиями. А разве не так «работает» ответственность? Inicjatywa Uczniowska, Варшава.



полная версия страницы