Форум » Практика » СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ » Ответить

СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ

Товарищ: СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ Студенческое движение на Западе стало уже своего рода мифом для молодежи в нашей стране. Однако при более внимательном взгляде выясняется, что люди знают в лучшем случае о событиях 1968 года, то есть тридцатилетней давности. События были, бесспорно, яркими и значительными; но действительность и проблемы сейчас уже совсем не те, что были 30 лет назад. Между тем, о реалиях сегодняшнего дня и сегодняшней борьбе студенчеcтва на Западе у нас известно крайне мало. А жаль, потому что в ходе этой борьбы был накоплен определенный опыт, который может нам очень пригодиться. Прежде всего речь пойдет о Франции – стране, где в нынешнем десятилетии происходят, пожалуй, наиболее мощные социальные выступления. Если мы будем сравнивать проблемы, с которыми сталкиваются студенты во Франции и у нас, то сможем обнаружить как различия, так и некоторое глубинное сходство. Внешне ситуация будет существенно различаться. Прежде всего, почти все вузы во Франции (как и вообще в Западной Европе) государственные, частных почти нет Обучение практически всюду бесплатное, правда, во Франции, например, при поступлении надо вносить некую сумму денег. Зато и стипендии в нашем понимании не существует, а потому очень многим студентам приходится работать, и это считается нормальным. Но глубинные проблемы те же, что у нас, и связаны они с неолиберализмом, то есть со стремлением власть имущих сделать все сферы, в том числе сферу образования, более прибыльной, подчинить их законам экономической, коммерческой эффективности. Сюда относится, например, внедрение режима жесткой экономии, сокращение расходов на образование, уменьшение числа полноценных учебных и преподавательских мест, а также внедрение более жесткой системы конкуренции в сфере высшего образования. И – главное – если раньше выпускник вуза мог быть в большинстве случаев уверен, что сможет найти работу со своим дипломом, то теперь очень часто его ждет безработица. Большинство этих проблем известны и у нас. Различие в том, что западные студенты пытаются активно сопротивляться этим веяниям и ведут себя гораздо более солидарно и менее индивидуалистично, чем у нас. Все правительства Франции – возглавляемые как социалистами, так и правыми партиями – с 1980-х гг. пытались осуществить неолиберальные реформы в сфере образования. И всякий раз мощные выступления студентов отбрасывали их почти на исходные позиции. Один из таких проектов, «отчет Лорана», рекомендовал властям повышение в З раза суммы, вносимой при поступлении в высшее учебное заведение, сокращение помощи, предоставляемой студентам на оплату жилья, допуск в вузы частных фирм. Если у нас сегодня многие студенты считают нормальным, что в системе образования и в обществе в целом действуют коммерческие законы, то французских студентов возмутило, что система все больше ориентируется на нужды экономики, а не на ценность человеческой личности, не на ее способности и их развитие. Они были и против доступа частных фирм в университеты, против того, чтобы допускать их к финансированию, опасаясь, что тот, кто платит, будет и заказывать музыку. «Этот проект символизирует для студентов то, что ждет их в будущем, то есть, что с ними от начала до конца будут обращаться как с товаром или со скотом», – объяснили, например, студенты из По. Другим важным моментом были широко распространенные среди студентов чувства солидарности. Социалистическое правительство Франции успело принять «циркуляр Маршана», который давал местным префектам большие полномочия в деле высылки иностранных студентов. Против этого сразу же начались студенческие протесты; требования отмены этого решения с тех пор регулярно включались в списки студенческих требований. В 1994 г правое правительство попыталось ввести новую систему, позволявшую предпринимателям платить молодым людям до 25 лет меньше установленного зарплатного минимума в обмен на создание новых рабочих мест. Это означало также, что работающие учащиеся будут сплачиваться по пониженным тарифам. Вспыхнувшее против этого закона движение протеста было стремительным и победоносным; мера была отменена. По словам самих студентов, это вдохнуло в них новый дух; страх прошел; люди научились не доверять власть имущим и защищать свои права и свое достоинство, В движении 1994 г проявилась новая радикальность: непосредственная активность студенческих масс снизу, разительно отличавшаяся от унылых манифестаций официальных бюрократических профсоюзов. Мы расскажем о движении зимы – весны 1995 г. – движении, направленном против упомянутого выше «отчета Лорана» – на примере небольшого французского города По, где насчитывается 14 тысяч студентов. Движение во втузе По шло уже несколько дней, когда 7 февраля 1995 г. межпрофсоюзный комитет, созданный профсоюзами преподавателей, технического персонала университета и студентов, призвал провести однодневную стачку против предложенных властями реформ образования. Административный совет университета и «студенческие депутаты» (выборные лица, представляющие учащихся в университетских органах) выступили против акции. Однако она состоялась. 4000 человек приняли участие в демонстрации протеста, а около 800 человек собрались на общее собрание («генеральную ассамблею»). На этой же первой ассамблее «Координация либертарных студентов» (КЛЕ) – секция анархо-синдикалистской СNТ – предложила, чтобы все организации, участвующие в движении, «сняли» свои названия и движение действовало в форме «суверенной генеральной ассамблеи», которую уже в течение ряда лет используют французские рабочие, а теперь также безработные и т.д. Предложение было принято; возникло «твердое ядро» из людей, которые не желали передоверить свою судьбу каким-либо бюрократическим профсоюзным структурам. КЛЕ не руководила движением, не изображала из себя некий организационный центр. Ее члены действовали только через генеральную ассамблею, отстаивая самоорганизацию и самоуправление в борьбе. Вот как описывала это местная газета: «На генеральной ассамблее каждое утро принимается решение о продолжении движения и проведении акций. Ориентиры, предлагаемые движению, по существу, вдохновляются студентами, которые являются активистами Национальной Конфедерации Труда – СNТ (анархистов)». Деятели официальных профсоюзов были фактически отстранены от дел. Активисты CNT и ее молодежных групп (КЛЕ, Либертарной молодежи) работали в студенческом движении в разных городах – Тулузе, Бордо, Марселе и т д. – пытаясь осуществить свои идеи – ежедневная ГА, делегаты с правом отзыва, отказ от посредников, от бюрократии, прямое действие, федерализм. Именно такая форма организации придала движению в По особые размах и активность. Активными были не десяток функционеров, а сотни обычных студентов. На всем протяжении забастовки в университете они постоянно участвовали в акциях, делали плакаты и панно, копировали материалы, раздавали листовки... Жизнь била ключом. Это в немалой степени способствовало успеху демонстрации 17 февраля, в которой участвовали I0 тысяч человек – абсолютный рекорд для По. Рассмотрим некоторые из проблем, с которыми столкнулись студенты. Это может пригодиться и в наших условиях. В первые дня многие преподаватели симпатизировали движению и даже помогали ему, но по мере его радикализации они стали призывать к его прекращению. Для студентов это было сюрпризом. Посылая делегацию к президенту университета, они рассчитывали на поддержку его и преподавателей, полагая, что они сталкиваются с теми же самыми проблемами. Однако администрация поддержать студентов отказалась. В попытке перехватить инициативу административный совет организовал через неделю после начала движения «день дискуссий» с целью убедить студентов возобновить занятия; соответствующее указание было дано преподавателям. И вот в По, несмотря на забастовку, некоторые преподаватели продолжали читать лекции, даже если на них ходили по З человека. Это угрожало бы всем остальным, когда настала бы пора экзаменов. Было решено организовать стачечные пикеты против штрейкбрехеров. Тогда администрация и правые преподаватели потребовали, чтобы их не бастующие студенты тоже пришли на генассамблею, чтобы отвергнуть идею пикетов. На очередное общее собрание явились б тысяч человек: за пикет высказались 2 тысячи, 3,5 тысяч против, остальные воздержались. Пикет был отвергнут. Но вслед за зтим состоялось голосование о продолжении стачки – и 4 тысячи высказались за это. На последней ГА перед каникулами студенты начали обсуждать возможность прибегнуть к новым мерам давления на власти. Принимая решение, они исходили из следующего соображения. Университеты не являются жизненно важным экономическим центром, поэтому непосредственный ущерб от их забастовки не столь велик. Вернувшись с каникул, они одобри ли на тактику «кулачных ударов». Один из участников позднее объяснял: «Необходимо, чтобы движение двигалось. Когда ничего не происходит, дело идет на спад, движение должно всегда быть динамичным». Объектами ударов были определены вокзал, автомагистраль, административный трибунал, центр сортировки почты, аэропорт, торгово-промышленная палата, снова вокзал. В акциях участвовали от 500 до 2000 человек. Участник вспоминал: «Каждый раз нас спрашивали: чего вы от нас хотите? И мы отвечали: мы ни чего не хотим от вас, мы ничего против вас не имеем, мы здесь, чтобы блокировать экономический центр». Как конкретно проходили такие акции? Чтобы опередить полицию, такие акции предлагались кем-нибудь перед самым концом ГА, и если большинство одобряло их, то их сразу же и проводили. Все, кто мог, добирались до объекта на машине, остальные шли пешком. Всегда удавалось добраться до объекта намеченного захвата раньше жандармов. В первый раз 2000 пришло на вокзал; железнодорожники оказали студентам помощь, предоставив им мегафон. Поезда были блокированы. Следующим объектом была платная автомагистраль: здесь смысл акции состоял в том, чтобы пропускать людей бесплатно! На ГА было решено избегать столкновений с жандармами. Когда они приезжали, делалось следующее. Место очищалось очень медленно, а в это время 200-300 студентов шли в город и всячески тормозили движение – это называлось «улиточными акциями». Студенты приняли некоторые меры, чтобы уменьшить опасность репрессий. Так, было запрещено журналистам снимать ораторов во время ГА. Был риск, что преподаватели отомстят активистам на экзаменах. Студенты исторического факультета потребовали введения системы, обеспечивающей анонимность экзаменационных работ, чтобы распечатка их происходила в присутствии студентов. Это требование было принято и включено в экзаменационные правила. Важно было, чтобы движение не ограничивалось местными рамками, а распространилось на большинство вузов Франции. Однако соответствующие попытки студентов из По не очень удались. Свою роль здесь сыграла пресса, вылившая на движение потоки лжи. Другим фактором стала деятельность официальных профсоюзов студентов. Не имея возможности захватить движение, студенческие профбоссы блокировали распространение информации, прежде всего в Кан и Париж. Один из анархо-синдикалистских активистов поясняет: «Было очень трудно контактировать с другими вузами. Движение, действующее в форме ГА, не заменяет постоянных профсоюзных структур. (Это, между прочим, одна из причин, почему необходимы анархо-синдикалистские союзы - прим.). Организовать стачку в По – это прекрасно, но как контактировать с другими вузами? По какому адресу? В конце концов забастовочное движение было прервано, но люди продолжали акции «кулачных ударов» и ГА каждый вечер после лекций. Важным итогом движения весны 1995 г стало развитие чувства солидарности. Студенты поддерживали «новых бедняков», число которых растет во Франции в результате неолиберальных реформ. Эти солидарные требования снова были выдвинуты французским студенчеством через несколько месяцев, когда Францию потрясла мощнейшая волна социального движения с 1968 г. Некоторое время говорили даже о новой революции рабочих и студентов. Первыми, как и 1968-м, выступили студенты. В октябре 1995 г в Руане они объявили бессрочную стачку, тысячи учащихся вышли на улицы, блокировали дороги и ректорат, требуя предоставления дополнительных помещений, создания новых мест для преподавателей и учебных мест и дотаций университетам в размере 12 миллионов франков. Протесты быстро распространились на другие университеты страны. Студенты и школьники собирались на генеральные ассамблеи, выдвигали требования выделения средств на образование, улучшения социального положения учащихся, прекращения дискриминации иностранных студентов и т.д. В итоге власти должны были уступить и выделить на нужды университетов 2 миллиарда франков! В целом можно сказать, что движение студентов 1995 г. отразило как силу, так и слабость современных социальных движений во Франции. Можно говорить о том, что настроения и требования французских студентов уже выходят за рамки чисто корпоративных, но все-таки солидарность делает только самые первые шаги. Хотя официальные профсоюзы все еще удерживают под своим влиянием большую часть студентов, среди последних растет стремление к самоорганизованным действиям. Характерно, что всякий раз в ходе движений возникают генеральные ассамблеи (общие собрания), которые пытаются стать суверенными органами борьбы. И опыт показывает, что именно там, где борьба ведется таким образом, удается добиться наибольших результатов. Вот это - главный урок, который может быть важен и для наших студентов.

Ответов - 0



полная версия страницы